Белгородский святитель Иоасаф
В сентябрьские дни 1911 года в Белгороде происходило необыкновенное скопление
народа. Группами и поодиночке сюда тянулись люди из сел и деревень, из Курска
и Обояни, Липецка и Воронежа, Харькова и Полтавы, Москвы и Петербурга... Город
наполнялся нищими и увечными, крестьянами и ремесленниками, купцами и чиновниками,
дворянами и духовенством.) Прибыли в Белгород с многочисленными свитами и
представители царствующей фамилии, их императорские высочества великая княгиня
Елизавета Федоровна и великий князь, известный поэт Константин Константинович
Романов, которого гласные Белгородской городской думы на своем чрезвычайном
заседании 4 сентября торжественно приняли «Почетным гражданином города Белгорода»,
Что влекло людей в Белгород за десятки, сотни, а то и тысячи верст?
Здесь предстояло событие всероссийского значения!
...10 декабря 1910 года Николай II на всеподданнейшем докладе Святейшего Синода
начертал: «Благодатным представительством Святителя Иоасафа да укрепляется
в Державе Российской преданность праотеческому прославлению ко благу всего
народа русского. Приемлю предложение Святейшего Синода с искренним умилением
и полным сочувствием. Николай». А на всеподданнейшем докладе обер-прокурора
Синода поставил резолюцию: «Предлагаю Святейшему Синоду избрать день в начале
сентября».
4 сентября 1911 года в Свято-Троицком соборе Белгородского мужского монастыря
состоялось открытие мощей епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа, умершего
в 1754 году, то есть более полутора веков назад. 2 и 3 сентября уже начались
праздничные торжества.
По случаю предстоящей церемонии и огромного притока богомольцев в городе были
открыты десятки лавок, сотни ларьков, где продавали изображения Святого Иоасафа,
разноцветные писанки, открытки, крестики, свечи, ладан. Все гостиницы и постоялые
Дворы, сотни частных домов белгородцев были переполнены приезжими. В пригороде
Супруновке были разбиты палатки, выстроены два десятка дощатых бараков и два
пищеблока, в которых ночевали и питались кое-как добравшиеся в город хромые,
слепые, немые, безрукие и безногие люди в надежде на исцеление.
Вера этих несчастных, обойденных судьбой людей в чудо нам станет понятна,
если вспомним, какое брожение в умах вызвали в наше время телевизионные сеансы
психотерапии А. Кашпировского, А. Чумака и других целителей.
Кем же был на самом деле Иоасаф Белгородский, завладевший умами многих верующих
людей с середины XVIII века вплоть до наших дней?
Будущий Святитель и чудотворец Иоасаф родился в 1705 году в имении около города
Прилуки неподалеку от Полтавы и получил при крещении имя Аким. Его отец Андрей
Дмитриевич Горленко был полковником казачьего полка и крупным помещиком, которому
принадлежали земли в Полтавской и Харьковской губерниях.
В юные годы Аким Горленко воспитывался в Киевской академии. Затем стал монахом
в Киево-Межигорском монастыре, где при пострижении сменил светское имя Аким
на Илларион. Перейдя в Братский монастырь, получил новое имя — Иоасаф. Ступени
его духовной карьеры до приезда в Белгород такие: учитель академии, иеромонах,
член консистории, игумен Лубенского монастыря, наместник Свято-Троицкой лавры.
Весной 1748 года, по рекомендации императрицы Елизаветы Петровны, Иоасаф назначается
епископом Белгородским и Обоянским. В обстоятельном исследовании С. Булгакова
«Житие, подвиги и чудеса Святителя Иоасафа», изданном в Курске в 1910 году,
рассказывается, в связи с чем и как происходило это назначение:
Января 1 дня 1748 года скончался Антоний Черновский, митрополит Белгородской
епархии. Св. Синод представил Ее Величеству доклад со списком кандидатов на
это праздное место. В числе кандидатов был помещен архимандрит Свято-Троицкой
Сергиевой лавры наместник Иоасаф (Горленко). Марта 15 дня 1748 года состоялось
Высочайшее повеление о назначении высокопреосвященного, попечительного и трудолюбивого
архимандрита и наместника Иоасафа во епископа на обширную в то время Белгородскую
епархию. Июня 1 дня 1748 года благоговейный архимандрит Иоасаф был наречен,
а июня 2 дня того же 1748 года посвящен во епископа Белгородского и Обоянского
Псковским и Нарвским архиепископом Симоном Тодорским, при участии многочисленного
сонма архиереев. Рукоположение архимандрита Иоасафа во епископа Белгородского
было совершено в неделю всех святых, в С.-Петербургском Петропавловском соборе,
в присутствии императрицы Елизаветы Петровны и Высочайшей фамилии. Августа
6 дня 1748 года, в праздник Преображения Господня недопоставленный святитель
Иоасаф прибыл в свой епархиальный город Белгород <...>.
Счастлива была Белгородская епархия, имея руководителем и стражем своим Святителя,
который путем внутренней работы духа, путем неустанной борьбы с врагами спасения,
путем непрестанных подвигов и разного рода самоограничений, более и более
восходил по лестнице нравственного усовершенствования, и который удивительно
твердо стоял на том пути, по которому должен был вести свою Богодарованную
паству <...> (С. 48—49, 51).
Еще в годы монашества Иоасаф усердно изучал жития святых, восхищался их аскетическим
образом жизни, их необыкновенными чудесами, стремился воспитать в себе такие
же качества. Спал на полу, подкладывая под голову полено. Истощил тело трудом,
постом и молитвами, вовсе отказался от вареной пищи.
Заняв в Белгороде пост епископа, Иоасаф не изменил своим жизненным привычкам.
Предание рассказывает, как чудотворец Иоасаф в холодные зимние ночи , не видимый
людьми, ходил по улицам Белгорода, разнося на плечах вязанки дров в убогие
хижины бедняков, а под утро, изнемогая от усталости, не давая себе отдыха,
шел молиться, забывая о пище и сне.
Такие предания и легенды еще больше возвысили Иоасафа в глазах верующих, утверждая
ореол его святости.
Умер Иоасаф в 1754 году в Грайвороне, возвращаясь из города Прилуки в Белгород.
Его похоронили в белгородском Свято-Троицком соборе, где для него еще при
жизни была приготовлена и оборудована специальная пещера. Она и стала местом
паломничества верующих на протяжении почти полутораста лет.
Во время торжественного открытия мощей Иоасафа в 1911 году останки бывшего
епископа перенесли из пещеры на поверхность, поместили их в специальную раку
из драгоценных металлов, которую установили в северной части собора на постаменте
из черного мрамора. Рака, в которую поместили гроб с останками чудотворца
Иоасафа, была изготовлена из серебра и золота и весила 137 пудов. В ней мощи
Иоасафа пролежали девять лет.
В 1920 году рака была вскрыта в присутствии духовенства. В ней собравшиеся
увидели хорошо сохранившуюся мумию давно умершего человека.
Ниже мы приводим воспоминания и свидетельства о чудесах Святителя Иоасафа,
которые отражают атмосферу тех далеких времен.
Из книги С. Булгакова «Житие, подвиги и чудеса Святителя Иоасафа»
<...> Любовь его к ближним была всегда горячею и неустрашимою ревностью
об их вечном спасении, а в отношении к страждущим, обездоленным становилась
безграничным милосердием до готовности все отдать им, ничего не оставляя себе.
Он был и жил полным бессребренником. «Все свои доходы с вотчин Белгородского
архиерейского дома употреблял он на подаяние и помощь неимущим». Особенно
любил он творить милостыню свою втайне <..,> Так, пред великими христианскими
праздниками он имел обыкновение посылать преданного себе келейника в жилища
бедности, к лицам, известным ему крайнею нищетою, — с подаянием (денег и одежды).
Этому келейнику дана была заповедь — положив дар у окна или порога дома, три
раза стукнуть в стену для привлечения внимания хозяев, самому же удаляться
поспешно, Самое одеяние посланного изменялось им из иноческого в простонародное,
и лишь по слухам и догадкам знали облагодетельствованные, из какого источника
течет к ним милостыня. Предание народное утверждает, что сам Святитель любил
лично разносить под покровом ночи подаяния свои неимущим. Однажды пред праздником
Рождества Христова случилось занемочь келейнику преосвященного, поручить же
тайну свою иному Святитель не захотел; не хотел он также лишить ради этого
и бедных обычного подаяния, всегда столь благовременного беднякам к праздничному
дню. Движимый сострадательным своим сердцем, Святитель Иоасаф, пользуясь темнотою
декабрьской ночи, оделся сам в простонародную одежду своего келейника и, запасшись
предметами подаяния, в то время, как привратник архиерейского дома отлучился
от своего поста, прошел незаметно в калитку вороти отправился к жилищам бедности
и нищеты. Совершив святое свое шествие и расточив всю свою милостыню, поздним
часом возвратился Святитель Иоасаф к воротам архиерейского дома. При них на
этот раз стоял привратник и окликнул входившего в калитку Святителя. Не желая
быть узнанным по голосу, преосвященный не ответил на оклик сторожа, чем и
возбудил его подозрение. В темноте захватил его сторож под сводами храма и,
заметив его простонародную одежду, начал допрашивать, кто он и откуда. Святитель
молчал, стараясь высвободиться из его рук, но сторож, видя усилия его уйти
без ответа, нанес ему несколько сильных ударов по спине, от которых с большим
трудом, почти ползком добрался Святитель под покровом ночи до своих покоев.
Привратник, нанесший Святителю побои, очевидно, должен был понести наказание.
Но строгий подвижник — Святитель в данном случае не подчинился требованиям
обычного человеческого суда. Архипастырь Иоасаф позвал на другой день рано
утром привратника в свои покои, простил виновного, угостил его и щедро наградил
деньгами и одеждою за его бдительность <...>
Святитель Иоасаф, болея нуждами бедных и обездоленных судьбою людей, помогал
им не только деньгами, но и предметами первой необходимости. Он узнавал нужды
бедняков и лично навещал последних, давая им духовную и материальную помощь.
В зимнюю стужу Святитель, горевший любовью к неимущим и сиротам, покупал дрова
на базаре, сам колол их по ночам и отправлял к нуждающимся. Одна почтенная
старица А. И. Маляревская недавно передавала, что она помнит тот низенький
одноэтажный домик в г. Белгороде на Сергиевской улице на углу против Сергиевской
церкви, к порогу которого Святитель Иоасаф приносил дрова, так как мать, проживавших
в названном доме малолетних детей, была больна<,..>
<...> Строгость в своей личной жизни переходила у Святителя Иоасафа
в глубокий аскетизм и истинное подвижничество. Постоянные и даже тяжкие болезни
и страдания он переносил всегда с редким терпением. Они служили для него не
бременем, а неизбежным и радостным крестоношением. О «веселости» во время
тяжких болезненных приступов Святитель говорит в своих письмах к родным. Он
вел строго аскетическую жизнь и не скоплял имущества. В описи имущества, которое
осталось после его смерти, видим весьма мало собственных вещей: книги, немного
платья, часы, серебряная ложечка, зеркало полуаршинное, два таза, аптечка
и денег семь рублей, девять талеров и три червонных, которые и израсходованы
на устройство гроба и раздачу нищим. Погребение Святителя совершено, за отсутствием
собственных средств почившего, на счет архиерейского дома.
Булгаков С. Житие, подвиги и чудеса Святителя Иоасафа. — Курск, 1910. — С.
78—81, 83.
После вскрытия мощи Святого Иоасафа были отправлены из Белгорода в Курск.
Долгие десятилетия дальнейшая судьба мощей была окутана тайной и неведома
православному миру. Только благодаря неутомимому поиску настоятелей Преображенского
собора и собора Святителя Иоасафа протоиереев Олега Кобца и Леонида Константинова
и их добровольных помощников были, наконец, обнаружены мощи Святителя Иоасафа
и открыта тайна их 70-летнего исчезновения. Выяснилось, что недолго оставались
мощи в Курске. Оттуда они были вывезены в Москву и помещены в антирелигиозном
музее, где находились до Великой Отечественной войны. После окончания войны
мощей на месте не оказалось и след их затерялся. В связи с этим высказывались
различные домыслы. Одна из версий, по утверждению некоторых москвичей, заключалась
в том, что мощи безвозвратно погибли во время одной из бомбежек. Однако в
конце 1960-х годов, когда шла подготовка к созданию в Белгороде областного
краеведческого музея и в Ленинград был послан представитель от Белгородчины
для приобретения экспонатов для будущего музея, в запасниках Музея истории
религии и атеизма (Казанский собор) совершенно неожиданно был обнаружен «длинный
ящик с прикрепленной к нему биркой, на которой было указано, что в нем мощи
Иоасафа Белгородского из московского антирелигиозного музея», Администрация
Музея истории религии и атеизма в Ленинграде иногда выставляла для экскурсантов
мощи Святого Иоасафа в северном приделе Казанского собора напротив могилы
М. И. Кутузова. Однако эта «экспозиция», вопреки ожиданиям администрации усиления
антирелигиозной агитации, вызывала небывалый поток в музей верующих, которые
открыто молились и прикладывались к святым мощам, не зная, однако, чьи они.
Это паломничество ленинградцев в Казанский собор и послужило в то время причиной
отказа возвращения мощей Святого Иоасафа в Белгород в областной краеведческий
музей. Власти справедливо опасались, что возвращение Святого Иоасафа вызовет
«оживление культа Иоасафа Горленко на юге России и на Украине».
Выяснилась и еще одна попытка воинствующих атеистов избавиться от мощей Святого
Иоасафа.
В 1970 году, когда в Астрахани появились случаи заболевания холерой, директор
Музея истории религии и атеизма получил указание сжечь имеющиеся в музее мощи.
Но не поднялась рука на святыню у служащих музея. Плотник Аркадий Васильевич
Соколов и реставратор Владимир Иванович Прудников, твердо решили их спасти.
Они завернули мощи в черный бархат и на свой страх и риск тщательно запрятали
в одном из укромных уголков на чердаке Казанского coбоpa. И только в 1991
году они были перенесены в Спасо-Преображенский собор. Для опознания мощей
была создана специальная комиссия из представителей духовенства Ленинграда,
Курска и Белгорода, которая собрала всю имеющуюся документацию, публикации
и фотографии. После проведенной идентификации никаких сомнений уже не оставалось,
и на Пасху архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий официально объявил
о Втором обретении мощей Святого Иоасафа. 11 августа 1991 года мощи были доставлены
в Москву и почти месяц находились в Богоявленском: патриаршем соборе. Из столицы
гробница Святого Иоасафа 4 сентября прибыла в Курск, где состоялся крестный
ход, Божественная литургия и молебен с акафистом Святителю-Иоасафу в Сертиево-Казанском
кафедральном соборе. 16 сентября мощи Святого Иоасафа встречали жители Белгорода.
Два дня город жил необычайным и радостным событием. Не случайно 16 и 17 сентября
(по новому стилю) стали днями Второго обретения мощей Святителя. Ведь именно
в эти дни ровно восемьдесят лет назад в Белгороде проходили торжества по случаю
открытия мощей Святителя Иоасафа.
На Второе обретение мощей Святого Иоасафа, которое стало большим праздником
русской православной церкви, Прибыли Святейший Патриарх Московский и Всея
Руси Алексий II, архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий, митрополит Харьковский
и Богодуховский Никодим, архиепископ Кореунский Валентин, епископ Тверской
и Кашинский Виктор, викарий Патриарха епископ Истринский Арсений, епископ
Петрозаводский и Олонецкий Мануил, многие другие представители духовенства.
Тысячи белгородцев и жителей соседних областей собрались на одной из старейших
улиц города — улице Танкиста Попова, чтобы принять участие в крестном ходе.
По усыпанной живыми цветами улице движется нескончаемая колонна людей: верующих
и атеистов, стариков и детей, рабочих и интеллигенции. Во главе колонны духовенство
с массивными крестами и хоругвями. Медленно над головами плывет гробница с
мощами святого Иоасафа.
На следующий день перед началом Божественной литургии заместитель председателя
Белгородского облисполкома Н. В. Смоленский торжественно передал Патриарху
Московскому и Всея Руси Алексию II церковные реликвии, искусно изготовленные
московским мастером Хлебниковым к празднику открытия мощей в 1911 году и затем
конфискованные у церкви. Долгие годы они хранились в Белгородском областном
краеведческом музее и вот, наконец, вернулись к своему настоящему хозяину.
В тот же день были отслужены Божественная литургия и молебен Белгородскому
Святителю. Завершилось празднование вечерней с акафистом Иоасафу в Преображенском
соборе, где навсегда останутся святые мощи, как символ веры и восстановления
исторической справедливости. Именно об этом говорил на торжествах в Белгороде
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.