Далеко слышен звон колокола на Монументе Победы, открытом
3 мая 1995 года на Прохоровском поле, которое вошло в сознание людей
как третье поле ратной славы, символ побед и мужества, глубокой печали
россиян по своим сыновьям, сложившим головы за свободу и счастье грядущих
поколений.
Через каждые двадцать минут бьет колокол.
Первый звон - о героях Куликовского поля, избавителях Руси от монголо-татар.
Второй - о солдатах Бородино, верных сынах России. Третий - память о
победе в Прохоровском сражении, о всех павших в борьбе с фашизмом.
Звон плывет над бескрайними белгородскими полями, над землей, где в
июле 1943 года шла величайшая по своему размаху и результатам битва,
произошло невиданное в истории войн встречное танковое сражение. На
небольшом участке местности одновременно с обеих сторон участвовало
свыше 1200 танков и самоходных орудий, значительное количество артиллерии,
крупные силы авиации.
То, что происходило здесь 12 июля 1943 года, очевидцы сравнивали с адом:
небо померкло от тысяч самолетов, поле стало черным от танков. Грохот
артиллерийской канонады, взрывы авиационных бомб сотрясали землю. Бронебойные
снаряды прошивали броню танков, при этом взрывались находящиеся внутри
машин боеприпасы. Горела не только техника, весь верхний слой почвы
полыхал алым пламенем, превращаясь в обугленные комья. Бросая горящие
машины, танкисты сражались врукопашную. Битва длилась до позднего вечера.
Сейчас эти места Указом Президента Российской Федерации объявлены заповедными,
создан государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское
поле", включающий в себя и Памятник Победы - звонницу.
На звоннице установлена доска: "Памятник Победы на Прохоровском
танковом поле. Сооружен к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов. Начало строительства - октябрь 1993 года, окончание
- апрель 1995 года. Авторы проекта: Клыков В.М., Симерджиев Р.И., Силохин
Г.К."
Строительство Памятника Победы финансировало правительство России, а
художественные работы велись за счет Министерства культуры Российской
Федерации.
Белокаменная четырехгранная звонница взметнулась ввысь на пятьдесят
два метра. Ее венчает золоченая сфера с семиметровой скульптурой Покрова
пресвятой Богородицы.
Под сферой высечены слова из Священного писания: "Больше всея любве
никто же имать, да кто душу свою положить за други своя" (Нет больше
той любви, как положить жизнь, душу свою за друзей своих).
22 июня 1941 года - в день церковного праздника "Собора Всех Святых,
в земле Российской просиявших" - враг без объявления войны вторгся
на территорию нашей Родины. На всех верхних горельефах четырех пилонов
звонницы автор изобразил святых покровителей земли русской.
Перед нами святители, священномученики, покровители: Петр и Павел, Борис
и Глеб, Владимир Креститель, над ними - изображение Распятия.
Четыре пилона звонницы, олицетворяющие четыре года войны, включают двадцать
четыре горельефа с многофигурными композициями, насчитывающими до ста
тридцати образов. Сплошным рядом через все пилоны проходит скульптурный
горельеф "Святые великомученики". Здесь изображены особо чтимые
русским народом Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Феодосии Печерский,
Иоасаф Белгородский и другие. Ниже ряд "Святые воины": архангелы
Михаил и Гавриил, Дмитрий Солунский, Дмитрий Донской, Пересвет, Александр
Невский, сражавшиеся с оружием в руках за православную веру и великую
Русь.
Нижний горельеф отражает тему нашествия: первая жертва - убитый русский
солдат; старая крестьянка оплакивает свой дом, объятый огнем; женщины
и дети, на лицах которых застыли страх, ужас и ненависть к захватчикам.
В центре пилона изображен "поединок" - рукопашный бой.
На пилоне, обращенном в сторону Курской области, скульптор воплотил
Икону Коренной Божьей Матери, чтимую Русской Православной церковью и
называемую еще Курской Коренной Иконой Знамения, которая является заступницей
Руси еще со времен монголо-татарского нашествия.
Третий пилон венчает "Святая Троица" - стилизованное повторение
композиции Андрея Рублева - как символ единения народа, армии и веры
в борьбе с фашизмом. На горельефах изображены рабочие, служащие, внимающие
голосу из репродуктора; мирные крестьяне в поле; запись добровольцев
в военкомате; солдаты, идущие на фронт и поднимающиеся в атаку.
Победа на полях сражений Великой Отечественной войны ковалась усилиями
всего советского народа. Единство фронта и тыла - тема следующего горельефа.
Автор изобразил в скульптурах 12 профессий, символизирующих это единство:
летчик, артиллерист, танкист, санитарка, рабочий, железнодорожник, связист,
пехотинец, сапер, партизан, сталевар и крестьянка. "Все для фронта!
Все для победы!" - этот лозунг нашел полное воплощение в год коренного
перелома на полях Огненной дуги.
Пилон "Победа" связан с символикой Святого Георгия, в день
которого - 6 мая - фактически закончилась война против фашистской Германии.
Горельеф "Благословение" примечателен фигурами напутствующего
священника и скорбящей солдатки. Последний горельеф отображает события
24 июня 1945 года - парад Победы на Красной площади, который принимает
Георгий Жуков. В руках маршал держит цветущую ветвь яблони - символ
мира.
От звонницы проложены три аллеи: дубовая, березовая, липовая -символ
единства трех полей ратной славы.
С древнейших времен колокола на Руси сопровождали весь жизненный путь
человека - от рождения до кончины. Они созывали людей на совет и на
праздник, объединяли перед лицом неприятеля. Забытые звуки возвращаются
к россиянам вместе со словами поминальной молитвы.
Вечная память воинам, положившим голову за Отечество!